1. Обстановка
1.1. Метеорологическая обстановка (по данным Воронежского ЦГМС):
Облачно. Ночью осадки (3-14 мм), местами сильные (15-25 мм) в виде мокрого снега и дождя. Днем снег, мокрый снег (2-10 мм), местами налипание мокрого снега. На дорогах гололедица. Ветер ночью южный 6-11 мм, днем северо-западный 8-13 м/с. Температура ночью -3…+2°С, днем -2…+3°С.
1.2. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
Радиационная, химическая и бактериологическая обстановка на территории региона в норме. Радиационный фон 11-15 мкР/час. Общий уровень загрязнения окружающей среды – удовлетворительный. Экологическая обстановка благоприятная – фоновые показатели атмосферного воздуха не превышают предельно допустимых концентраций.
По данным Воронежского ЦГМС 20 января метеорологические условия будут способствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое атмосферы.
1.3. Наличие внутренних и внешних опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня причинения вреда здоровью человека.
Согласно сведениям, представленным управлением ветеринарии Воронежской области, установлены ограничительные мероприятия (карантин) по заболеванием лейкозом крупнорогатого скота:
с 08 февраля 2023 года до 04 декабря 2025 года включительно на отдельных территориях Острогожского, Богучарского, Репьевского, Семилукского, Эртильского и Лискинского муниципальных районов Воронежской области (согласно: Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 08.10.2023 № 32-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 21.03.2023 № 117-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 22.03.2023 № 119-п, Приказу управления ветеринарии воронежской области от 26.09.2023 № 337-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 11.10.2023 № 344-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 11.10.2023 № 343-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 17.10.2023 № 349-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 19.10.2023 № 359-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 19.10.2023 № 358-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 24.11.2023 № 398-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 04.12.2023 № 408-п).
На территории субъекта сохраняется вероятность увеличения случаев заболевания населения гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями. Проводится комплекс профилактических мероприятий.
1.4. Гидрологическая обстановка (по данным Воронежского ЦГМС)
Гидрологическая обстановка на территории области в норме. На водоемах ледостав, на водотоках области идет становление ледового покрова.
1.5. Геомагнитная обстановка (по данным ИЗМИРАН)
В прошедшие сутки геомагнитная обстановка была преимущественно спокойной. В ближайшие сутки геомагнитная обстановка будет меняться от спокойной до слабовозмущенной.
1.6. Сейсмическая обстановка
Сейсмическая обстановка на территории области находится на уровне приемлемых потенциальных сейсмических рисков. По сведениям лаборатории глубинного строения, геодинамики и сейсмического мониторинга им. профессора А.П. Таркова Воронежского государственного университета, за прошедшие сутки зарегистрировано 4 телесейсмических землетрясения, 2 из которых с магнитудой более 6 условных единиц (О-ва Фиджи, О-в Тонга). Сейсмический эффект на территории области менее 1 балла. Зарегистрировано 2 местных события (взрыв в Лебединском карьере Белгородской области и взрыв в карьере Липецкой области). Сейсмический эффект на территории области менее 1 балла. Зарегистрировано 4 события неизвестной природы (пакеты сейсмоакустических волн). Сейсмический эффект на территории области менее 1 балла.
1.7. Техногенная обстановка
Техногенная обстановка на территории области находится на уровне приемлемых рисков.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС)
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
2.1. Природные и природно-техногенные источники ЧС
На территории области повышаются риски возникновения аварийных ситуаций и происшествий, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач в населенных пунктах, падением слабоукрепленных конструкций, веток и сучьев деревьев, новогодних елок. Возможны деформации крыш зданий и сооружений, обрушения крыш зданий и сооружений, в том числе с широкоформатными пролетами, нарушения в системе ЖКХ и функционировании объектов жизнеобеспечения, работе дорожно-коммунальных служб и транспорта. Повышается вероятность затруднения движения автотранспорта, ограничения пропускной способности на автодорогах, увеличения количества ДТП на трассах муниципального и федерального значения. Возможно увеличение случаев травматизма среди населения (Источник – осадки, местами сильные в виде мокрого снега и дождя, местами налипание мокрого снега, на дорогах гололедица, ветер до 13 м/с).
На территории области повышается вероятность случаев травматизма среди населения в результате схода снежных масс и ледовых образований с крыш зданий.
Из-за высокого снегонакопления, сильных осадков, положительных температур воздуха, снеготаяния и замусоривания дренажных систем существует риск скопления талых вод и подтопления пониженных участках местности, локальных подтоплений участков дорог.
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,4.
Муниципальные образования с повышенным риском возникновения аварий на ЛЭП: городские округа город Воронеж, Нововоронеж, Новоусманский, Рамонский, Семилукский и Хохольский муниципальные районы.
Участки дорог с повышенным риском возникновения ДТП: автодорога М-4 «Дон» - 519-524 км (Новоусманский муниципальный район); 589-610 км (Лискинский муниципальный район); 627-630 км (Бобровский муниципальный район); 655-677 км (Павловский муниципальный район), 694 – 697 км (Верхнемамонский муниципальный район); автодорога Р-22 «Каспий» подъезд к г. Саратову – 450-451 км (Борисоглебский городской округ).
Наибольшая вероятность затруднения движения на участках дорог на протяженных опасных спусках - подъемах: автодорога М-4 «Дон» - 480-482 км (Рамонский муниципальный район); 606-608 км (Бобровский муниципальный район); 730-732 км, 737-743 км, 755-757 км (Богучарский муниципальный район); автодорога Р-298 «Курск-Воронеж» - Р-22 «Каспий» - 423-427 км (Грибановский муниципальный район), автодорога Р-22 «Каспий» - автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань – 598 – 601 км (Грибановский муниципальный район).
2.2. Техногенные источники
На территории области сохраняются риски возникновения техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-культурного, бытового, производственного назначения, в том числе на системах жизнеобеспечения (Источник – нарушение правил устройства и эксплуатации электробытовых приборов, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность газового или электрооборудования, изношенность бытовых приборов, нарушение правил устройства и эксплуатации печи).
Вероятность возникновения крупных техногенных пожаров (с гибелью 2 и более человек) – Р=0,2.
Наибольшая вероятность возникновения пожаров в городском округе город Воронеж, Лискинском, Семилукском, Россошанском, Рамонском, Острогожском, Новоусманском, Бутурлиновском и Бобровском муниципальных районах.
На системах жизнеобеспечения повышается вероятность возникновения техногенных аварий (Источник – высокий процент износа сетей (в среднем до 70%), отопительный сезон)
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
Повышенный риск возникновения техногенных аварий на системах жизнеобеспечения населения в городском округе город Воронеж, Россошанском, Лискинском, Кантемировском, Новоусманском муниципальных районах.
Из-за нарушения правил эксплуатации газового оборудования, самовольного подключения к газовым сетям, бесконтрольного использования неисправных газовых баллонов сохраняется вероятность взрывов бытового газа в жилых и дачных домах, возможны случаи отравления населения угарным газом.
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,1.
Муниципальные образования с повышенным риском возникновения аварий: городской округ город Воронеж, Новоусманский и Павловский муниципальные районы.
2.3. Риски возникновения происшествий на водных объектах
На территории области повышается вероятность возникновения происшествий и гибели людей на водных объектах, провалов людей и техники под лёд (Источник – становление ледяного покрова, выход граждан на неокрепший лед, положительные температуры воздуха).
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
Наибольшая вероятность возникновения происшествий в г.о.г. Воронеж, Рамонском, Семилукском, Хохольском, Лискинском, Павловском, Россошанском, Новохоперском и Поворинском муниципальных районах и Борисоглебском городском округе.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
Органам местного самоуправления и руководителям заинтересованных организаций:
1. Поддерживать в готовности пожарно-спасательные формирования, аварийные бригады, коммунальные и дорожные службы к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций.
2. Совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области и их подчиненными подразделениями:
реализовать меры по предупреждению возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных трассах; дорожным службам организовать дежурство на участках дорог с повышенным риском возникновения ДТП и возможным затруднением движения;
продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения. Выявлять места проживания неблагополучных в социальном отношении семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, а также ветхого жилья, уделяя особое внимание организации профилактической работы с данной категорией населения;
проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией;
осуществлять ежедневный контроль функционирования объектов ТЭК и ЖКХ, а также контроль готовности аварийно-восстановительных бригад муниципальных образований к реагированию на возникновение аварий.
3. В целях обеспечения безопасности граждан на водных объектах и пропаганды знаний в области охраны жизни людей на водоемах руководствоваться распоряжением правительства Воронежской области «Об организации мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах области в 2024 году», проводить работу с населением об опасности выхода на тонкий лед водоемов.
4. В целях минимизации рисков возникновения новых очагов сибирской язвы и лейкоза животных организовать контроль за эпидемиологической обстановкой, направленный на своевременное обнаружение и не распространение заболеваемости. Обеспечить информирование населения по вопросам, связанным с опасностью данного заболевания и неотложными действиями в случае его возникновения или подозрения на это заболевание.
5. Организовать мониторинг гидрологической обстановки, с последующим предоставлением данных в ОДС ЦУКС:
организовать взаимодействие с организациями, осуществляющими мониторинг состояния водных объектов по уточнению уровней воды на водных объектах.
6. В связи с погодными условиями:
организовать комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизацию их последствий;
проинформировать и при необходимости усилить дежурные службы потенциально опасных, критически важных, социально значимых объектов;
обратить внимание на устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения населения, слабо закреплённые конструкции, на устойчивость рекламных щитов и новогодних елок;
подготовить к использованию в работе резервные источники электропитания, особое внимание обратить на резервные источники питания на социально значимых объектах с ночным пребыванием людей в районах с наибольшей вероятностью нарушения электроснабжения;
обеспечить нормальное функционирование транспортного сообщения, ограничивать скорости движения на отдельных (опасных) участках трасс федерального и местного значения; в учащенном режиме информировать население о состоянии дорожного покрытия, плотности потоков дорожного движения на участках автотрасс; перераспределять (ограничивать) потоки автомобильного движения, при возможности организовывать объезды опасных участков; в случае длительной задержки движения автотранспорта определить места обогрева, питания, пункты временного размещения людей;
организовать патрулирование наиболее протяженных спусков-подъемов, участков федеральных автомобильных дорог, подверженных повышенным рискам возникновения ДТП;
проверить исправность и готовность к работе снегоуборочной техники, при необходимости организовывать своевременную расчистку дорожного полотна автомобильных дорог от снега;
уточнить наличие количества песко-соляных смесей, при необходимости осуществлять отсыпку дорожного полотна и пешеходных тротуаров песко-соляной смесью;
организовать своевременную очистку крыш зданий и сооружений от снежных масс и ледовых образований, организовать вывоз накопившихся снежных масс и водоотведение талых вод от домовладений;
обеспечить контроль за наполняемостью водоотводящих систем дождевых стоков; проверить готовность откачивающих воду устройств и оборудования и быть готовыми к их использованию в случаи обращения граждан;
проинформировать организаторов проведения мероприятий на открытом пространстве с целью обеспечения безопасности участников мероприятий.
7. Довести информацию до населения через СМИ:
о соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима на автодорогах области;
о правилах эксплуатации электробытовых и газовых устройств;
о соблюдении правил эксплуатации при использование обогревательных приборов и печей;
о профилактике гриппа и острых вирусных инфекций;
об опасности схода снежных масс и ледовых образований с крыш зданий и сооружений;
о необходимости соблюдения мер предосторожности при гололедице;
об опасности выхода на тонкий лед водоемов.
8. Поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При возникновении предпосылок ЧС, немедленно докладывать старшему оперативному дежурному ЦУКС и принимать все необходимые мер для смягчения последствий.
ЕДДС муниципальных районов и городских округов:
1. Организовать взаимодействие с главами сельских поселений по мониторингу гидрологической обстановки, обстановки на водных объектах в местах массового выхода людей на лед.
2. Усилить мониторинг аварий на системах жизнеобеспечения. Если существует угроза нарушения жизнеобеспечения населения, немедленно доводить информацию до ОДС ЦУКС.
3. Для мониторинга обстановки использовать информационные системы и ресурсы: ЛК ЕДДС, МКА ЖКХ, портал по термическим точкам МЧС России, ПК ЦУП, АПК «Безопасный город».
4. Организовать взаимодействие с администрациями объектов, обслуживающими организациями зданий, сооружений, жилых домов, для своевременной очистки крыш от снежных масс.
5. Организовать своевременное реагирование коммунальных служб на обращения граждан по очистке крыш зданий и сооружений от снежных масс.
6. При возникновении ЧС и происшествий, проведении тренировок, прогнозировании неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений в обязательном порядке использовать в работе модели развития обстановки, разработанные ОДС ЦУКС и размещенные на файловом обменнике с ЕДДС (FileZilla).
7. Доводить до глав районов, сельских поселений, дежурных диспетчерских служб потенциально опасных и социально значимых объектов модели и прогноз развития ЧС.