1. Обстановка
1.1. Метеорологическая обстановка (по данным Воронежского ЦГМС):
Облачно. Ночью местами небольшой (0,2-1 мм) снег. Днем небольшой (0,2-1 мм), местами умеренный (2-5 мм) снег. Ветер южный 8-13 м/с. Температура ночью -5…-10°С, местами до -15°С, днем -2…-7°С.
1.2. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
Радиационная, химическая и бактериологическая обстановка на территории региона в норме. Радиационный фон 10-15 мкР/час. Общий уровень загрязнения окружающей среды – удовлетворительный. Экологическая обстановка благоприятная – фоновые показатели атмосферного воздуха не превышают предельно допустимых концентраций.
По данным Воронежского ЦГМС 25 января метеорологические условия будут способствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое атмосферы.
1.3. Наличие внутренних и внешних опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня причинения вреда здоровью человека.
Согласно сведениям, представленным управлением ветеринарии Воронежской области, установлены ограничительные мероприятия (карантин) по заболеванием лейкозом крупнорогатого скота:
с 08 февраля 2023 года до 04 декабря 2025 года включительно на отдельных территориях Острогожского, Богучарского, Репьевского, Семилукского, Эртильского и Лискинского муниципальных районов Воронежской области (согласно: Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 08.10.2023 № 32-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 21.03.2023 № 117-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 22.03.2023 № 119-п, Приказу управления ветеринарии воронежской области от 26.09.2023 № 337-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 11.10.2023 № 344-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 11.10.2023 № 343-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 17.10.2023 № 349-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 19.10.2023 № 359-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 19.10.2023 № 358-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 24.11.2023 № 398-п, Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 04.12.2023 № 408-п).
На территории субъекта сохраняется вероятность увеличения случаев заболевания населения гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями. Проводится комплекс профилактических мероприятий.
1.4. Гидрологическая обстановка (по данным Воронежского ЦГМС)
Гидрологическая обстановка на территории области в норме. На реках области идет незначительное повышение уровней воды на реках Дон, Ворона, Битюг. На водоемах ледостав, на водотоках области ледовый покров с полыньями.
- Геомагнитная обстановка (по данным ИЗМИРАН)
- прошедшие сутки геомагнитная обстановка менялась от спокойной до слабовозмущенной. В ближайшие сутки геомагнитная обстановка будет меняться от спокойной до слабовозмущенной. Возможны отдельные возмущенные периоды.
- .6. Сейсмическая обстановка
Сейсмическая обстановка на территории области находится на уровне приемлемых потенциальных сейсмических рисков. По сведениям лаборатории глубинного строения, геодинамики и сейсмического мониторинга им. профессора А.П. Таркова Воронежского государственного университета, за прошедшие сутки зарегистрировано 12 телесейсмических землетрясений с магнитудой менее 6 баллов. Зарегистрировано 2 местных события (взрыв в карьере Курской и Липецкой областей). Сейсмический эффект на территории области менее 1 балла. Зарегистрировано 7 сейсмических событий неизвестной природы (пакеты сейсмоакустических волн). Сейсмический эффект на территории области менее 1 балла.
1.7. Техногенная обстановка
Техногенная обстановка на территории области находится на уровне приемлемых рисков.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС)
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Риски трансграничного характера: не прогнозируются.
2.1. Природные и природно-техногенные источники ЧС
- территории области повышаются риски возникновения аварийных ситуаций и происшествий, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач в населенных пунктах, падением слабоукрепленных конструкций, веток и сучьев деревьев, новогодних елок. Возможны деформации крыш зданий и сооружений, нарушения в системе ЖКХ и функционировании объектов жизнеобеспечения, работе дорожно-коммунальных служб и транспорта (Источник – высокий процент износа сетей (в среднем до 70%), усиление ветра до 13 м/с, местами умеренный снег).
- территории области повышается вероятность травматизма населения в результате схода снежных масс и ледовых образований с крыш зданий.
- ероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
- образования с повышенным риском возникновения аварий на ЛЭП: городские округа город Воронеж, Нововоронеж, Новоусманский, Рамонский, Семилукский и Хохольский муниципальные районы.
- территории области сохраняются риски возникновения ДТП на трассах муниципального и федерального значения (Источник – несоблюдение правил дорожного движения, эксплуатация неисправных транспортных средств, несоблюдение скоростного режима, местами умеренный снег).
- ероятность возникновения ЧС – Р=0,2.
- дорог с повышенным риском возникновения ДТП: автодорога М-4 «Дон» - 519-524 км (Новоусманский муниципальный район); 589-610 км (Лискинский муниципальный район); 627-630 км (Бобровский муниципальный район); 655-677 км (Павловский муниципальный район), 694 – 697 км (Верхнемамонский муниципальный район); автодорога Р-22 «Каспий» подъезд к г. Саратову – 450-451 км (Борисоглебский городской округ).
- Техногенные источники
- территории области сохраняются риски возникновения техногенных пожаров в зданиях жилого, социально-культурного, бытового, производственного назначения, в том числе на системах жизнеобеспечения (Источник – нарушение правил устройства и эксплуатации электробытовых приборов, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность газового или электрооборудования, изношенность бытовых приборов, нарушение правил устройства и эксплуатации печи).
- возникновения крупных техногенных пожаров (с гибелью 2 и более человек) – Р=0,2.
- вероятность возникновения пожаров в январе в Верхнемамонском, Грибановском, Каменском, Каширском, Рамонском и Эртильском муниципальных районах.
- системах жизнеобеспечения повышается вероятность возникновения техногенных аварий (Источник – высокий процент износа сетей (в среднем до 70%), отопительный сезон).
- ероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
- риск возникновения техногенных аварий на системах жизнеобеспечения населения в городском округе город Воронеж, Россошанском, Лискинском, Кантемировском, Новоусманском муниципальных районах.
Из-за нарушения правил эксплуатации газового оборудования, самовольного подключения к газовым сетям, бесконтрольного использования неисправных газовых баллонов сохраняется вероятность взрывов бытового газа в жилых и дачных домах, возможны случаи отравления населения угарным газом.
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,1.
Муниципальные образования с повышенным риском возникновения аварий: городской округ город Воронеж, Новоусманский и Павловский муниципальные районы.
2.3. Риски возникновения происшествий на водных объектах
На территории области повышается вероятность возникновения происшествий и гибели людей на водных объектах, провалов людей и техники под лёд (Источник – ледовый покров с полыньями, выход граждан на неокрепший лед).
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
Наибольшая вероятность возникновения происшествий в г.о.г. Воронеж, Рамонском, Семилукском, Хохольском, Лискинском, Павловском, Россошанском, Новохоперском и Поворинском муниципальных районах и Борисоглебском городском округе.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
Органам местного самоуправления и руководителям заинтересованных организаций:
1. Поддерживать в готовности пожарно-спасательные формирования, аварийные бригады, коммунальные и дорожные службы к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций.
2. Совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области и их подчиненными подразделениями:
реализовать меры по предупреждению возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных трассах; дорожным службам организовать дежурство на участках дорог с повышенным риском возникновения ДТП и возможным затруднением движения;
продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения. Выявлять места проживания неблагополучных в социальном отношении семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, а также ветхого жилья, уделяя особое внимание организации профилактической работы с данной категорией населения;
проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией;
осуществлять ежедневный контроль функционирования объектов ТЭК и ЖКХ, а также контроль готовности аварийно-восстановительных бригад муниципальных образований к реагированию на возникновение аварий.
3. В целях обеспечения безопасности граждан на водных объектах и пропаганды знаний в области охраны жизни людей на водоемах руководствоваться распоряжением правительства Воронежской области «Об организации мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах области в 2024 году», проводить работу с населением об опасности выхода на тонкий лед водоемов.
- В целях минимизации рисков возникновения новых очагов сибирской язвы и лейкоза животных организовать контроль за эпидемиологической обстановкой, направленный на своевременное обнаружение и не распространение заболеваемости. Обеспечить информирование населения по вопросам, связанным с опасностью данного заболевания и неотложными действиями в случае его возникновения или подозрения на это заболевание.
5. Организовать мониторинг гидрологической обстановки, с последующим предоставлением данных в ОДС ЦУКС:
- взаимодействие с организациями, осуществляющими мониторинг состояния водных объектов по уточнению уровней воды на водных объектах.
6. В связи с погодными условиями:
организовать комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизацию их последствий;
- дополнительные меры к обеспечению бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения, объектов социальной сферы и коммунальных служб;
- внимание на устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения населения, слабо закреплённые конструкции, на устойчивость рекламных щитов и новогодних елок;
- к использованию в работе резервные источники электропитания, особое внимание обратить на резервные источники питания на социально значимых объектах с ночным пребыванием людей в районах с наибольшей вероятностью нарушения электроснабжения;
- своевременное информирование участников дорожного движения о погодных условиях, ограничивать скорости движения на отдельных (опасных) участках трасс федерального и местного значения; информировать население о состоянии дорожного покрытия, плотности потоков дорожного движения на участках автотрасс; организовать проверку готовности к развертыванию пунктов обогрева; определить места эвакуации пассажиров, в случае поломки автобусов междугороднего сообщения;
- исправность и готовность к работе снегоуборочной техники, при необходимости организовывать своевременную расчистку дорожного полотна автомобильных дорог от снега;
- организаторов проведения мероприятий на открытом пространстве с целью обеспечения безопасности участников мероприятий.
- Довести информацию до населения через СМИ:
- соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима на автодорогах области;
о правилах эксплуатации электробытовых и газовых устройств;
о соблюдении правил эксплуатации при использование обогревательных приборов и печей;
о профилактике гриппа и острых вирусных инфекций;
- опасности выхода на тонкий лед водоемов.
- Поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При возникновении предпосылок ЧС, немедленно докладывать старшему оперативному дежурному ЦУКС и принимать все необходимые мер для смягчения последствий.
- муниципальных районов и городских округов:
- Организовать взаимодействие с главами сельских поселений по мониторингу гидрологической обстановки, обстановки на водных объектах в местах массового выхода людей на лед.
- Усилить мониторинг аварий на системах жизнеобеспечения. Если существует угроза нарушения жизнеобеспечения населения, немедленно доводить информацию до ОДС ЦУКС.
- Для мониторинга обстановки использовать информационные системы и ресурсы: ЛК ЕДДС, МКА ЖКХ, портал по термическим точкам МЧС России, ПК ЦУП, АПК «Безопасный город».
- Организовать взаимодействие с администрациями объектов, обслуживающими организациями зданий, сооружений, жилых домов, для своевременной очистки прилегающей территории от снежных масс и ледовых образований.
- При возникновении ЧС и происшествий, проведении тренировок, прогнозировании неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений в обязательном порядке использовать в работе модели развития обстановки, разработанные ОДС ЦУКС и размещенные на файловом обменнике с ЕДДС (FileZilla).
- Доводить до глав районов, сельских поселений, дежурных диспетчерских служб потенциально опасных и социально значимых объектов модели и прогноз развития ЧС.